Предложить пост
Как путешествовать на велосипеде

Как путешествовать на велосипеде

Что такое bikepacking? Это путешествие на велосипеде разной сложности и продолжительности. Хотите попробовать? Мы расскажем, как.

3386 0

В последние годы набирают популярность путешествия на велосипеде, или bikepacking. Поводов отправиться в дальнюю поездку на двухколесном друге много. Для одних это способ проверить свою выносливость, для других - лучше изучить местность, а некоторые просто хотят разнообразить уже привычные пешие походы и увеличить дальность и скорость передвижения.

Главная прелесть перемещения на велосипеде - это большая свобода выбора. Можно на ходу корректировать маршрут, менять запланированное место и время стоянки, а то и вовсе заехать в город и передохнуть денек-другой в гостинице, что особенно важно в случае неблагоприятной погоды или технических неполадок. В экстренной ситуации можно пересесть на общественный транспорт, упаковав велосипед в багажное отделение автобуса или взяв с собой в электричку, поезд и даже самолет.

В этой статье мы расскажем о выборе экипировки и оборудования, а также об организации велопутешествия.

Куда едем?

Дальние поездки можно условно разделить на три типа: автономные, полуавтономные и неавтономные.

Полностью автономные велопоходы подразумевают отрыв от цивилизации и инфраструктуры на несколько дней или даже недель. В такие путешествия, как правило, отправляются уже опытные походники и велосипедисты, которые  спокойно справятся с поиском воды и ночлега и без проблем решат технические неполадки даже “на коленке”, посреди безлюдной трассы.

Полная автономность требует большего количества снаряжения и умения его правильно разместить на велосипеде. Как правило, такие поездки имеют большую дальность - 500 км и выше. Например, многие путешествуют по России и Средней Азии, где расстояния между городами гораздо больше, чем в Европе. Особой популярностью, в том числе среди иностранцев, пользуется Шелковый Путь - древний торговый маршрут в Китай через Таджикистан, Казахстан, Кыргызстан и Монголию.

Полуавтономные поездки наиболее сбалансированы по соотношению интересности к трудозатратности. В таких походах вы ночуете в палатке, преодолеваете достаточно большие расстояния за день, но в пути каждый день встречаются небольшие города, в которых можно запастись продуктами и необходимыми расходниками, а в экстренной ситуации найти ночлег. Снаряжения в такие поездки надо брать значительно меньше, уставать за день будешь не так сильно, да и денег в пути тратиться будет не очень много, т.к. основную массу еды вы готовите сами и не тратитесь на гостиницы.

Протяженность таких походов тоже может быть очень большой, главное - хотя бы примерно наметить маршрут, чтобы не оказаться в незаселенной части страны без еды и воды. Идеально подойдут страны Европы и западные регионы России, в которых более высокая плотность населения.

Неавтономные поездки максимально комфортны, так как подразумевают ночевки только в городах или на турбазах. Набор необходимого снаряжения для таких поездок минимален, некоторые даже практикуют так называемые “Credit card tour”, когда с собой - минимум сменной одежды и кредитка, больше ничего не надо. Главное - позаботиться о том, чтобы места ночевок попадались в пути почаще, а денег на гостиницы и хостелы всегда хватало.   

Существенно сэкономить, а так же разнообразить путешествие позволят сайты для путешественников, например couchsurfing.com или warmshowers.org, через которые можно познакомиться с местными жителями, готовыми бесплатно принять у себя. Правда, вероятность найти ночлег на них не стопроцентная, да и предварительно опробовать их в обычных поездках не помешает. Идеальное направление такой поездки - Европа, где инфраструктура очень хорошо развита и даже в небольших городах, как правило, есть гостиницы, хостелы и веломастерские.

Выбирая маршрут для себя, в первую очередь отталкивайтесь от расстояния, которое вы преодолеваете за один день. Чтобы узнать свои способности, попробуйте провести весь день в седле  - отправьтесь в ближайший пригород, держите комфортный темп, делайте частые, но короткие передышки. Оценив уровень усталости в процессе на следующий день после заезда, вы сможете объективно спланировать ежедневный пробег для грядущего велотура.

Выбираем велосипед

Главный помощник в велопутешествии - это, разумеется, велосипед. Именно от него зависит, насколько легко вы будете преодолевать большие расстояния и насколько удобно вам будет переносить снаряжение.

Главный критерий при выборе велосипеда - это маршрут. Ждут ли нас большие перепады высоты, по асфальту мы поедем, или по грунтовым дорогам, сколько места нам надо под запасы провизии - всё это важно знать, чтобы правильно выбрать.

Для регионов с асфальтовым покрытием или хорошими грунтовыми дорогами идеально подойдет туринговый или гравийный шоссейный велосипед. Малый вес и хороший накат позволят легко преодолевать большие расстояния, а увеличенный диапазон скоростей позволит с легкостью забираться в гору. Такие велосипеды, как правило, имеют места для установки багажника и дополнительные точки крепления флягодержателей.

Хороший пример такого велосипеда - Triban 500. Более бюджетный вариант универсального шоссейного велосипеда - Triban 100. Он также имеет более широкие покрышки с неглубоким протектором, а для тех, кому непривычна форма шоссейного руля, есть вариант с прямым рулём.

В качестве более бюджетного и универсального варианта подойдут и гибридные велосипеды, например, Riverside 120. Форма их рамы и руля больше напоминает горный велосипед, вес больше, зато цена значительно ниже, а посадка более привычна для большинства пользователей. Некоторые варианты гибридных велосипедов оснащаются амортизационными вилками, их стоит рассматривать, если не весь маршрут пролегает по хорошим дорогам.

Для выездов по пересеченной местности, в зависимости от сложности рельефа, могут подойти как гравийный велосипед, так и полноценный горный. Если по маршруту часто встречаются проселочные дороги и пересеченная местность, хорошо подойдут велосипеды из линейки Rockrider Sport Trail - модели ST 520, ST 540 и ST 560. Они оснащены дисковыми тормозами, прочными ободами и позволяют установить багажник, а амортизационная вилка позволит комфортно преодолевать неровные участки пути. На моделях ST 540 и ST 560 есть опция блокировки вилки, что существенно увеличивает накат на участках с ровным дорожным покрытием.

Если выбрать велосипед специально для поездки нет возможности и приходится ехать на том, что уже имеется, имеет смысл слегка модернизировать его для конкретных задач этого путешествия. Например, если в пути вас ждут только хорошие дороги, а ваш велосипед горный, можно сменить покрышки с грунтовых на более узкие “слики” для меньшего сопротивления и лучшего сцепления на асфальте.

Если же вас занесет в холмистую местность, а велосипед имеет малый диапазон передач, стоит поменять кассету на вариант с большим разбросом размеров звезд. Это позволит значительно сократить ваши усилия на подъемах.Такие модернизации не потребуют больших вложений и сделают поездку более комфортной.

Отдельно стоит отметить контактные педали. Их удобство становится тем более очевидным, чем больше времени вы проводите в седле. Они не только уменьшают вероятность соскальзывания ног с педалей, но и увеличивают эффективность педалирования.

На первый взгляд кажется, что покупка отдельной пары обуви и педалей влетит в копеечку, но на самом деле удобные и универсальные велотуфли можно купить за 2999 рублей, а педали обойдутся в 1699 рублей. В качестве совсем бюджетной замены подойдут педали с туклипсами - они менее удобны и эффективны, зато подходят любой повседневной обуви.

Снаряжение

Теперь, когда мы определились, куда и на чем ехать, пора решить, что мы берем с собой. Выбор необходимого набора снаряжения тоже зависит от дальности и степени автономности поездки.

Базовый набор, который должен всегда иметь при себе любой велосипедист, остается неизменным - шлем, сменные камеры или заплатки, монтажные лопатки, насос, мультиинструмент.

Для дальних поездок так же стоит взять с собой одну-две сменные покрышки (модели с мягким бортом, которые компактно складываются), запасную цепь и инструмент для ее замены (съемник замка цепи или выжимку), спицевой ключ для исправления восьмерок, смазку для цепи.

Чем более автономна ваша поездка, тем больше запасных частей имеет смысл брать с собой. Если же вы уверены, что по пути будет много городов с веломагазинами, можно обойтись минимальным запасом.

Вторая часть набора снаряжения касается ночевок.

Палатку стоит брать максимально легкую и компактную. Идеальный вариант одноместной палатки - Quechua 900 Ultralight, на двоих или троих подойдут модели Quickhiker 2 и Quickhiker 3 соответственно. Треккинговые палатки имеют очень малый объем в сложенном состоянии, а вес в пересчете на одного человека составляет в районе 1,2-1,5 килограмм.

Если же хочется поехать совсем налегке, а на улице достаточно тепло, можно обойтись легким тентом. Он занимает меньше места, чем любая палатка, но от сильного ветра под ним не спрячешься.

Спальные мешки также подойдут треккинговые. Их вес и объем намного меньше, чем у простых походных, но и стоят они дороже. Для холодного сезона идеальным выбором будут пуховые спальники с лимитом до нуля градусов. Даже если днем температура +10°, по ночам она может опускаться до околонулевых значений. Летом можно обойтись и компактным синтепоновым спальным мешком с лимитом +10-15°. Объем треккинговых спальников колеблется от 5 до 7 литров в сложенном состоянии, а их вес, как правило, менее килограмма.

Не стоит забывать о коврике для сна. Вес обычных ковриков или пенок сам по себе невелик, но вот объем в скрученном виде - достаточно ощутимый. Поэтому имеет смысл взять с собой надувной коврик - его объем всего 2,5 литра, к тому же он гораздо мягче и комфортнее.

Последняя часть походного снаряжения касается готовки. Полноценные приемы пищи в начале и в конце дня очень важны, так что не стоит пренебрегать газовыми горелками. Самые компактные из них рассчитаны на резьбовые газовые баллоны и имеют вес всего 75 грамм. Наборы посуды на одного или на двоих содержат в себе всё необходимое и компактно складываются, а также имеют очень малый вес - всего 300 и 400 грамм соответственно.

Для более комфортной поездки и в целях безопасности имеет смысл позаботиться о необходимых гаджетах. В качестве навигатора подойдет обычный смартфон, но отдельный GPS-навигатор может быть значительно удобнее и сохранит заряд телефона. Для обеспечения бесперебойного питания всей электронике можете взять с собой Power Bank, желательно литий-полимерный - их емкость и скорость заряда выше, чем у литий-ионных.

Для удобства зарядки в городах, когда есть доступ к розеткам, не помешает взять с собой небольшой тройник - так вы сможете быстро зарядить несколько гаджетов от одной розетки. Для автономщиков будут полезны солнечные батареи. Хотя их компактность оставляет желать лучшего, а эффективность зависит от погодных условий, даже минимальный заряд в экстренной ситуации может очень помочь.

Теперь, когда набор снаряжения собран, надо разместить его на велосипеде. Сразу забудьте о рюкзаках - давление на спину во время езды на велосипеде от них гораздо выше и при длительных поездках это особенно ощутимо. На спину можно повесить разве что небольшой рюкзачок на три, шесть или десять литров со встроенной питьевой системой. В такой рюкзак можно сложить легкие вещи первой необходимости (деньги, документы, гаджеты), а литровый мешок с водой гораздо удобнее для питья на ходу, чем фляги. Основной вес размещается только на раме велосипеда.

Если вы едете налегке, то можно использовать компактные сумки объемом 5-15 литров под седло, внутрь рамы и на руль. Если же путешествие длительное, идеальным выбором станет надежный багажник, выдерживающий нагрузки до 20-25 кг. Если ваш велосипед не имеет специальных отверстий для крепления такого, есть модели с креплением за подседельный штырь. Они устанавливаются на любой велосипед, но нагрузку держат меньшую.

Для багажников существует широкий ассортимент сумок разного объема и конструкции, некоторые из них защищены от дождя. Закрепив сумки с боков можно спокойно поместить часть поклажи сверху багажника, дополнительно закрепив резинками. Не забывайте, что нагружать боковые сумки надо равномерно, а вещи, которые нужны будут реже, паковать глубже. Вещи, предназначенные для сна (спальный мешок, сменную одежду), стоит дополнительно упаковать в герметичные мешки или полиэтиленовые пакеты.

Одежда

Настало время поговорить об одежде. Выбор одежды очень важен, так как во время езды необходимо обеспечить вентиляцию и отвод влаги, а во время стоянок - защиту от холода. На прогнозы погоды в длительных поездках тоже рассчитывать не стоит и защиту от дождя надо брать в любом случае.

Идеальным выбором станет специализированная велоэкипировка. Ее крой адаптирован для использования во время езды, а вес и объем очень невелики. Однако, если приобретать полный комплект одежды для редких выездов не позволяет кошелек, можно использовать аналоги, предназначенные для походов, треккинга или бега.

В долгих поездках очень важно обеспечить комфорт ягодицам при долгом контакте с седлом. Для этого используют шорты и тайтсы со специальной мягкой подкладкой - так называемым “памперсом”. Если вам комфортнее в повседневных брюках, чем в велосипедных тайтсах, можете использовать нижние шорты в паре с любой парой штанов.

Традиционные велотайтсы бывают разных видов: без лямок, с лямками, утепленные и так далее. Каждый сможет подобрать себе подходящий вариант под свой бюджет - цены начинаются от 799 рублей.

Для отвода пота нам понадобится хорошее термобелье для велоспорта, но можно воспользоваться и более недорогими аналогами для бега и футбола. Их форма не так хорошо адаптирована для езды на велосипеде, но отвод влаги тоже на высоком уровне. В межсезонье стоит рассмотреть утепленные джемпера для шоссейного велоспорта.

Для защиты от дождя и ветра подойдут куртки-дождевики. Они бывают как сверхлегкими, так и более плотными и недорогими. Если у вас уже есть хорошая мембранная куртка, можно использовать ее, но в весе она, как правило, будет уступать. Для защиты ног от воды и холода существуют специальные велобахилы, которые созданы для контактных велотуфель, но некоторые модели могут быть использованы и с обычной обувью. Не стоит забывать и о многофункциональных повязках - они помогут защитить шею от продувания, а в жару их можно носить на голове под шлемом, чтобы пот не попадал в глаза.

Дополнительный комфорт ладоням и крепкий хват обеспечат качественные перчатки - незаменимая вещь в первом путешествии, когда ваши руки еще не привыкли быть на руле по 6-8 часов в день.

Если по ночам температура опускается до 0 градусов, для утепления на стоянках имеет смысл взять с собой компактный треккинговый или альпинистский пуховик, ведь после интенсивных нагрузок тело охлаждается гораздо быстрее. Они очень компактны и весят около 300-500 грамм. В летний период можно обойтись хорошей походной толстовкой.

Питание

Питание для велосипедиста так же важно, как заправка для автомобиля.

В процессе интенсивной и долгой езды мы сжигаем огромное количество углеводов, и если их запас в организме подойдет к концу, усталость проявит себя гораздо быстрее и сильнее.

Первое правило - полноценный горячий завтрак из медленных углеводов. Отлично подойдут каши, рис, макароны и т.д. После завтрака стоит дать организму 30-40 минут на усвоение (идеальное количество времени, чтоб собрать лагерь и упаковать поклажу по сумкам) - и можно отправляться в путь.

В процессе езды не стоит забывать о перекусах. Заведите простое правило - небольшая порция быстрых углеводов каждые 10-15 километров. Можно заранее подготовить энергетические батончики, бананы, сухофрукты в маленьких порциях. Даже если вы еще не успели проголодаться, небольшая порция быстрой энергии позволит вам дольше продержаться на плотном завтраке.

Энергетические гели - тоже хороший источник энергии, так как декстроза усваивается за считанные минуты, но не стоит путать их с обычной пищей. Гели лучше приберечь для последних 10-20 километров, на случай, если усталость возьмет верх за полчаса-час до ночевки. .

Аналогичное правило действует с водой. Если вы чувствуете жажду, значит, ваш организм уже на первых стадиях обезвоживания. Чтобы не допустить этого, можно точно так же употреблять небольшое количество воды с короткими интервалами, например, один глоток из фляги каждые пять километров.

Если вы решили сделать остановку на обед, запомните два простых правила. Первое - не объедаться. После долгой работы педалями может возникнуть желание поесть как в последний раз в жизни, но постарайтесь не поддаться ему, ешьте медленно и, когда почувствуете, что наелись, не продолжайте. Остатки можно взять с собой и разогреть на горелке на ужин или употребить в качестве короткого перекуса.

Второе важное правило - дайте организму время на переваривание. Не стоит отправляться в путь прямо из-за стола, лучше переждать хотя бы 30-40 минут - питательные вещества начнут усваиваться, ощущение тяжести в животе спадет и ехать дальше будет гораздо легче.

В конце дня, когда маршрут уже пройден, есть два главных искушения - как можно быстрее поесть и как можно быстрее лечь спать. Какому из них поддаться в первую очередь? Наиболее верной практикой будет повременить и с тем, и с другим.

В первую очередь, необходимо заполнить так называемое “белково-углеводное окно”. Этим термином называют 20-40 минут после интенсивных нагрузок, когда организм значительно быстрее усваивает белки и углеводы. В этот период будет очень полезным небольшой перекус, состоящий из продуктов, содержащих белок и быстрые углеводы. Например, хорошее сочетание (как по составу, так и по вкусу) - обезжиренный творожок и банан. В качестве быстрого источника углеводов так же хорошо подойдут сухофрукты.

Само собой, такой перекус стоит подготовить заранее, например, купить в городе по пути. Прикрыв это “окошко”, можно приступать к подготовке места ночевки: разбить палатку, переодеться в более теплые и сухие вещи. Это даст вам достаточную паузу, чтобы оценить, насколько вы на самом деле голодны и нужен ли плотный ужин.

Исключением будут походы в холодный сезон. Перед сном в холодную погоду настоятельно рекомендуется употребить некоторое количество медленных углеводов в составе горячей пищи, такой ужин будет греть вас изнутри во время сна до самого утра.

Чек-лист для велопутешествия

Велоснаряжение:

  • Шлем
  • Перчатки
  • Фляги для воды и/или питьевая система
  • Велофонари и светоотражатели
  • Мультиинструмент
  • Запасные камеры
  • Запасная покрышка
  • Монтажные лопатки
  • Насос
  • Запасная цепь
  • Инструмент для цепи
  • Смазка для цепи
  • Спицевой ключ

Походное снаряжение:

  • Палатка или тент
  • Спальный мешок
  • Коврик для сна
  • Набор посуды
  • Горелка и газовый баллон
  • (Опционально) Навес или чехол от дождя для велосипеда
  • Аптечка первой помощи

Одежда в летний сезон:

  • Велотайтсы
  • Легкие дышащие футболки или термобелье
  • Джемпер или толстовка
  • Непромокаемая куртка или дождевик
  • Смена белья

Одежда в межсезонье:

  • Велотайтсы
  • Термобелье
  • Верхние утепленные непродуваемые штаны
  • Толстовка, желательно типа Softshell
  • Непромокаемая куртка или дождевик
  • Легкая пуховая куртка
  • Теплые перчатки
  • Велобахилы
  • Теплые носки
  • Набор пассивного термобелья для сна

Оцените статью:

Комментарии