
Яхтенный спорт доступен любому
Яхтенный спорт - только для избранных? Егор Игнатенко, профессиональный яхтсмен и гендиректор яхтенной школы "М-Марин", готов развеять этот миф. Яхтинг - спорт, доступный каждому.
- Егор, с чего началось ваше увлечение яхтенным спортом?
- Я начал заниматься в 12 лет, в детских классах. Потом перешел в олимпийские, был в сборной России, выступал на чемпионатах России и мира. Когда моя профессиональная карьера завершилась, в 2012 году я организовал "М-Марин".
Сначала это была яхтенная школа, а потом инвестор купил лодки Beneteau Platu 25 - и теперь у нас в Санкт-Петербурге 7 одинаковых лодок. Мы начали на этих яхтах проводить регаты: корпоративные - для компаний, а для яхтсменов - клубные. Последние мы проводим каждую неделю.
- Кто чаще всего приходит в яхтенный спорт?
- Как правило, в этот спорт приходят люди, которые уже сформировались как бизнесмены и у которых всё неплохо с точки зрения финансов. Они ищут новые хобби, пути самореализации.
Но мотивация у каждого своя. Кто-то в детстве увлекался морским делом, читал книжки и полюбил морскую тему. Кто-то - по знакомству, по совету. В последнее время интерес к парусному спорту заметно возрос, особенно в России. За границей это давно популярно, во многих регионах парусный спорт - как национальная культура. У нас он только набирает обороты.
Первопроходцем в России является Москва. С конца 1990-х - начала 2000-х там случился бум обучения яхтенному спорту и участия в регатах, как и за границей.
- Расскажите еще о мотивации. Что движет людьми, которые занимаются яхтингом?
- Яхтинг - спорт, который позволяет постоянно путешествовать, переезжая вместе с гостиницей.
Яхту обычно берут в аренду недели на две и отправляются в путь по региону - смотреть достопримечательности, ходить в рестораны и, собственно, управлять яхтой - что не только приводит вас в форму, но и дарит незабываемые часы на море.
О яхтинге есть такая поговорка: "Отель переезжает вместе с вами и вместе с джакузи". И это преимущество!
Что касается участия в регатах, сюда приходят люди немного из другой категории, помоложе. Им интересна спортивная составляющая - энергетика, адреналин. Они хотят испытать себя, посоревноваться.
Это вид спорта, который требует не только физической, но и мыслительной активности. Управление яхтой, особенно в гонках, требует от шкипера и всей команды проявить множество навыков - нужно не только следить за тем, как двигается лодка, но и наблюдать за ветровой обстановкой и соперниками. Своего рода "шахматная игра под проливным дождём на лошади".
Яхтинг - такой вид спорта, который понравится людям, интересующимся техникой. Это площадка, где можно встретиться с такими же увлеченными людьми, - и в самом яхт-клубе, и на борту. Мы, в свою очередь, стараемся сформировать команды и сам процесс гонок настроить таким образом, чтобы у всех была возможность пообщаться до, во время и после регаты. Поэтому в программе мероприятий не только гонки, но и общий завтрак, фуршет.
- Какие качества важны для яхтсмена?
- Первое - это страсть к приключениям, к неизведанному. Когда моряк выходит в море, перед ним открывается новый путь, который нужно преодолеть. Можно, конечно, сравнить с авиаперелетом, с автомобильным путешествием, но морская стихия - это романтика. А еще - экологически чистый, здоровый образ жизни.
К нам редко приходят люди, которые закапываются в своих семейных, рабочих проблемах. Как правило, приходят те, кто хочет сменить обстановку, плавая под парусом.
Немаловажный момент - желание стать героем, жажда самоутверждения. Можно провести аналогию с детским спортом. Если понаблюдать за детьми, которые занимаются в яхт-клубах, то сразу видно, что это дети, которые чувствуют себя вольготно. Попадая из школы и двора в яхт-клуб, они чувствуют себя "хозяевами клуба". Это видно по походке, поведению.
Гости яхт-клуба всегда их замечают. Яхтсмен - мальчик или девочка - загорелый, в шлепках, идет на тренировку, чтобы уйти, преодолев страхи, получив хорошую физическую нагрузку. Довольный и уставший, он чувствует себя героем, как настоящие моряки. При занятиях на ежедневной основе всё переходит и на мышечный уровень.
Люди, которые приходят в яхт-клуб во взрослом возрасте, какое-то время чувствуют себя не так комфортно, но потом вливаются. Недаром яхт-клуб называется клубом - это место для людей с общими интересами.
В Австралии, Англии, Новой Зеландии, Испании яхт-клубов - великое множество. Их разделяют на королевские, по профессиональным направлениям, учреждениям и так далее. Яхт-клубы за границей сами создают разные виды активности, - как правило, регаты. И вместо того, чтобы на выходных ехать на дачу или в гольф-клуб, многие приходят туда - походить на яхте с утра до вечера, посидеть в баре, сходить в сауну (как в скандинавских странах). Больше всего проводят времени в баре после гонок, общаются, делятся эмоциями.
В России, к сожалению, этой культуры нет и даже в перспективе не видно. Потому что нет государственной политики, связанной с этим. Поэтому главная мотивация у нас - прийти и потратить день не зря. И на яхте походить, пообщаться, поделиться эмоциями и в итоге - гордиться собой.
- Яхтинг - это спорт для всех или только для избранных?
- Такое понятие, как "парус для избранных", - это утопия. Не знаю, зачем его придумали, наверное, это случилось во времена советской власти. Нигде такое понятие не встречается, кроме России. Возможно, это пережитки времен СССР, когда всё буржуазное искоренялось, ведь считалось, что материальные ценности не нужны обычному рабочему и инженеру.
Парус доступен и многообразен. Конечно, если мы посмотрим на рекламу автомобилей, страховых компаний, в них используют дорогую яхту как объект рекламы. Никто не будет снимать дешевую яхту. Но есть яхтинг, который не показывают в рекламе.
В последние 5 лет в России образуются клубные ячейки, куда можно прийти любой человек. Так происходит и в "М-Марин". В зависимости от формата, можно потратить от 2 до 5 тысяч рублей максимум за целый день. И тебе предоставят яхту, инструктора, специальную одежду, при этом еще накормят и развлекут. Целый комплекс услуг за сумму до 5 тысяч.
Это деньги, которые можно потратить раз в две недели. Не думаю, что это дороже, чем поход в гольф-клуб или куда-то ещё, где материальная база намного ниже, но планка завышена.
Если сравнивать разные виды спорта по минимуму, то яхтинг — самый дорогой. Но в итоге сходить поиграть в гольф будет дороже, чем взять в аренду яхту. Эти вещи тяжело сравнить с точки зрения экономики и инвестиций. Парус недооценен, особенно в России. Реклама - тому подтверждение. В Европе в 30% случаев парус используют в рекламе. А в России парусный спорт ограничивают с помощью таких фраз, как "яхтинг для избранных, для олигархов".
Многие яхтсмены, в том числе советские, ходили на яхтах. Предубеждения не позволяют человеку сходить в яхт-клуб и поговорить с капитаном. Конечно, у нас мало яхт, мало клубов, но связано это не с тем, что яхтинг - это дорого, а с тем, что у государства нет политики, связанной с ним.
Дорого - это просто отговорка. Останавливает в первую очередь страх. Люди приходят, занимают последние места на регатах и уходят. Но было бы неинтересно, если бы ты пришел и сразу же выиграл. Уходят те, кто не может бороться с самим собой, тренироваться, набирать команду, договариваться с людьми. Многим не хватает терпения. Конечно, кому-то и денег не хватает. Но чаще проблема не в этом.
- Яхтенный спорт требует дисциплинированности, самоотдачи. Какие советы можете дать новичкам?
- Совет один - не стесняться. Не стесняться общаться с людьми, учиться и тратить свои ресурсы (деньги и время).
Большая проблема для многих - найти команду. Часто бывает: приходит один человек и пытается пригласить своих друзей. Друзья приходят и думают: "Да ну, это не наше". У человека не остается энергетической подпитки, и он уходит. Нужно не стесняться заводить новые знакомства, друзей, объединяться. Это тоже интересно.
И, конечно, будьте готовы тратить свое время, приходить на тренировки по вечерам. Многие думают: «Сейчас и так времени мало, все работают допоздна, а ту еще и в клуб ехать надо». Нужно находить время, планировать свой график, не стесняться и не бояться этого.
Сам парус и его многообразие, о котором я говорил, заключаются в том, что этим спортом можно заниматься до самой старости. Много есть примеров, когда пенсионеры продают дома, покупают яхты и путешествуют. Можно участвовать в регатах разного формата, с несложными дистанциями. Это не так сложно, как скакать на лошади, хотя некоторые и этим до пенсионного возраста занимаются.
Что делать на яхте, зависит от того, чего вы сами хотите. Можно просто гоняться, можно выходить на воду на один день или на неделю, можно отправиться в кругосветное путешествие. Кто-то хочет адреналина, хочет выплеснуть эмоции - и идет в спортзал, играет в футбол, ссорится, дерется. На яхте также можно получить адреналин. А можно плыть спокойно, получая удовольствие. На самом деле "плыть" говорить неправильно, это жаргон, надо говорить "ходить на яхте".
Есть еще новые тенденции - кайт-серфинг, винд-серфинг. С оборудованием, которое помещается в рюкзак, можно прилететь на Бали, Сейшелы, Канары, где постоянный ветер. Раскрыть парашют и получать кучу эмоций. Это тоже парусный спорт.
- Каких высот может достичь спортсмен в яхтинге?
- Если мы говорим про олимпийский яхтинг, то максимальная высота - олимпийский чемпион.
Есть еще профессиональный яхтинг. В профессиональном яхтинге есть 2 регаты топ-уровня - Кубок "Америки" и Volvo Ocean Race.
- Кубок "Америки" - очень дорогостоящая регата, с множеством спонсоров, государственной поддержкой, с использованием лучших современных технологий. Проходит раз в 4-5 лет, не обязательно в Америке. Название регаты связано с тем, что первая яхта, которая ее выиграла, называлась "Америка". Этой регате больше ста лет.
- Volvo Ocean Race — регата не прибрежная, а маршрутная, вокруг земли. Кругосветная гонка с остановками.
Это две регаты топ-уровня и победить в них - максимальное достижение в профессиональном яхтинге. Но кроме них есть чемпионаты мира, Европы, России.
Один из финишей второй регаты был в Санкт-Петербурге лет 6 назад. Для России это было очень знаковое событие. Российская команда в этом цикле участвовала под названием Team Russia. Спонсором нашей команды был гипермаркет "Лента", один из акционеров которой - Олег Жеребцов, яхтсмен, и он был на борту яхты. Его цели - вывести Россию вперед, самому стать победителем Volvo Ocean Race, прославиться.
- С чего начать людям, мечтающим о морских приключениях? Куда обратиться? Какое снаряжение понадобится?
- Обратиться можно в парусные школы, яхт-клубы. Возможно, у них есть недоукомплектованные экипажи, которые примут к себе. Будете поначалу юнгой. Есть коммерческие организации - такие, как "М-Марин", где за деньги учат и предоставляют яхту. Есть много секций для детей. Как правило, они бесплатные.
Для первых шагов специального снаряжения не требуется, можно ходить на яхте и в джинсах. Для более опытных спортсменов есть бренды специальной яхтенной одежды.
К примеру, в компании Декатлон представлена специальная парусная линейка Tribord. Эти товары ориентированы больше на любителей, они не для профессионального яхтинга. Ценовая категория невысокая, а качество на уровне. За 5 тысяч рублей можно купить комплект - верхнюю одежду и термобелье. У профессиональных брендов стоимость комплекта может доходить до 2-3 тысяч евро. Там используются высокие технологии, водонепроницаемые швы, дышащие ткани. Тем, кто делает первые шаги, это всё не нужно.
- Как яхтенный спорт помогает в жизни?
- Как минимум, это смена деятельности. Из городской суеты прийти в яхт-клуб, походить на яхте. Это хорошая перезагрузка, которая укрепляет моральный и командный дух, делает вас более целеустремленным. Можно ходить на яхте, даже специально не готовясь, наслаждаться свежим воздухом, солнцем и физическими нагрузками. А если заниматься часто, то и мышцы могут появиться.
Подберите себе экипировку для яхтенного спорта