
Парашютный спорт: любовь к полётам и преодоление страха
6 минут на прочтение
Александра Бородай
Рассказывает о своём экстремальном увлечении парашютным спортом, экипировке из Decathlon и о стоимости занятий.
– Почему ты выбрала именно парашютный спорт?
– Я пришла в этот спорт неожиданно. В 2016 году мои друзья собрались на выходных прыгать с парашютом. Я спросила: так можно, просто поехать и прыгнуть? Они сказали: да, стоит недорого. Я поехала с ними, прыгнула, и стала часто возвращаться на аэродром.
– Какими видами спорта ты занималась до этого?
– У меня было 10 лет хореографии – с 6 до 16, потом, к сожалению, я не смогла поступить в хореографическое училище по состоянию здоровья. Тогда начала искать себя в других видах спорта: попробовала верховую езду, сноубординг, фитнес, йогу и в итоге остановилась на парашютном спорте. Этот спорт набирает популярность с каждым годом всё больше, у него есть два больших направления: прыжки и полёты в аэротрубе.
– С какими сложностями ты сталкиваешься в этом спорте?
– Первая сложность, которая не позволяет прыгать столько, сколько я хочу – работа в ритейле и в выходные дни, потому что прыжки на моём аэродроме проводятся только в выходные. Вторая сложность – парашютный спорт относительно дорогой. Затраты можно сравнить с верховой ездой, но нужно купить ещё парашютную систему, которая по нынешнему курсу стоит полмиллиона. Третья сложность – это очень метеозависимый спорт. К примеру, если в субботу я работаю, а хочу прыгать в воскресенье, но в воскресенье идёт дождь, то в эти выходные я не прыгаю. И есть трудности с отношением семьи: это не самый безопасный спорт – за тебя боятся.
– К каким затратам готовиться человеку, который хочет заняться парашютным спортом?
– Спорт дорогой, но если хочется просто кайфануть, много денег не нужно. Можно, например, прыгать в тандеме с тренером или тренироваться в аэротрубе.
Если же заниматься профессионально, сначала нужно пройти обучение. Я его проходила по современной программе AFF (accelerated free fall – ускоренное обучение свободному падению) с управлением парашюта типа «крыло». Сначала прыгала с двумя инструкторами, потом с одним, затем самостоятельно. В курсе около 10 прыжков, стоит обучение примерно 100 тысяч рублей. Причем нужно быть готовым, что если прыжки пойдут хорошо, то за два выходных можно завершить курс.
После обучения нужно оформить страховку, это стоит около 5 тысяч. Затем необходимо купить экипировку. У меня сейчас есть два комбинезона, каждый из них по 20 тысяч, шлем – около 30 тысяч, высотомер – 15 тысяч, второй высотомер – 5 тысяч, «пищалка» – около 10-15 тысяч. Самое дорогое – это парашютная система, но я пока беру её в аренду, потому что собрать новую стоит дорого.
Парашютисты, кстати, используют много экипировки из Decathlon: горнолыжные комбезы для прыжков зимой, термобельё, очки, ботинки, перчатки для верховой езды или бега, походные штаны, палатки для кемпинга, посуду.
– Что такое парашютная система и «пищалка»?
– Парашютная система – тот мешок, который висит сзади на плечах. Система состоит из ранца, основного парашюта, запасного парашюта и страхующего прибора, который в случае необходимости сам откроет запасной парашют. «Пищалка» – это сигнализатор высоты, он стоит в шлеме около уха и пищит на определенных высотах, которые задаёшь самостоятельно.
– Первоначальная инвестиция – около 200 тысяч, а затем сколько нужно вкладывать в этот спорт ежемесячно, чтобы полноценно заниматься?
– В идеале, чтобы активно развиваться, в день нужно делать не менее 6 прыжков. Так что каждые выходные можно вкладывать примерно по 20 тысяч рублей. Один прыжок – это подъём на 4 тысячи метров, сейчас цена 2200. Плюс аренда парашютной системы – 600 рублей и укладка парашюта ещё 200 рублей, если не умеешь укладывать сам. Всего получается около 3 тысяч.
Как-то за выходные я сделала 13 прыжков. Сразу минус зарплата, я чуть почку не продала (смеётся). Просто очень торопилась к своей первой сотке: в парашютном спорте юбилеи считаются в 100, 200 и так далее прыжков.
– Что даёт драйв людям, которые занимаются парашютным спортом, тратить такие суммы?
– Я думаю, в парашютный спорт приходят люди, которые подвержены влиянию адреналина. Правда, потом адреналин начинает отпускать и относишься к прыжкам как к спорту.
Для меня в прыжках с парашютом кайфово то, что ты летаешь. Да, летишь вниз, но летишь! А потом, когда купол открывается, можно даже лететь вперёд. Мне нравится, что, когда выходишь из самолёта, под тобой ничего, на горизонте ничего, даже облака не замечаешь. Вышел и видишь земной шар, нет границ, нет препятствий, и это круто!

– Вы прыгаете с большой высоты. Тебе не было страшно?
– С 4000 было не страшно прыгать, а с 1500 метров – страшно! Во время курсов AFF всегда учишься прыгать с 4 тысяч метров и выходишь из самолёта спиной. Так специально сделали для студентов, чтобы они не «словили краба». Это когда человек встаёт у двери, упирается руками и не может выйти.
Я отучилась и прыгала два раза самостоятельно: с 4000 и с 1500 метров. На первом прыжке было всё классно, а на высоте 1500 мне говорят: выходи лицом вперёд. Открываются двери у самолета, я вижу, как близко ёлки и «ловлю краба». Раздаётся сигнал «Пошёл». Мне инструктор говорит: пошёл! А я стою, мне страшно, инстинкт самосохранения работал на максимуме. Меня стали толкать в спину, а я стою и не могу выйти. Есть определённый курс выброски, я простояла его от начала и почти до конца, а потом подумала, что деньги не вернут и прыгнула.
Ты учишься регулировать инстинкт самосохранения. У меня ушло прыжков 50 на осознание того, что выйти из самолета не страшно. Со временем страх меняется: сначала я боялась выйти из самолета, потом стала бояться отказа парашюта, затем – не сдать какое-то упражнение или подвести команду.
– Как и в любом спорте, занимаясь, можно получить травмы. Какие характерны для этого вида?
– Моя первая травма – лёгкая компрессия позвоночника. Из-за того, что парашют был плохо уложен, он раскрылся слишком резко. Нечасто, но могут быть ушибы, растяжения, вывихи при приземлении. Также я однажды плохо рассчитала заход и врезалась на аэродроме в домик-бытовку на скорости примерно 8 метров в секунду.
Печальных последствий практически нет, случаи единичны. Безопасность в этом спорте очень сильно выросла: технологии в изготовлении экипировки становятся более продвинутыми, что снижает риск.
– Я могу ошибаться, но этот спорт не типичен для девушек?
– Есть такой стереотип. Но пол не важен, просто нужно быть храбрым, немного отчаянным, умным и иметь хорошую реакцию.
– Парашютисты делают какие-то дополнительные тренировки?
– Ребята, которые занимаются направлением свуп – пилотированием высокоскоростных куполов – прокачивают руки. Нужно приложить очень много сил, чтобы натянуть клеванты парашюта. Есть дисциплина фристайл – «высотный балет», там нужна гибкость и растяжка, поэтому многие ей занимаются. В целом, парашютисты стараются поддерживать себя в хорошей физической форме, ходят в зал, на пробежки.
Я этого не делаю, потому что много работы и нет времени. Но сам парашютный спорт очень сильно мобилизует: когда бежишь в самолёт и у тебя за спиной парашют весом 10 кг – это как хороший фитнес. И когда выходишь из самолёта, то не просто падаешь, а лежишь на потоке, борешься с ним. Всё на скорости 200 км/ч. Это тоже физнагрузка.
Есть безопасный вариант тренировки на потоке – аэротруба. В ней можно летать 15-30 минут, это хороший вариант прокачки навыков для свободного падения.

– Тем, кто боится прыгать, можно пробовать летать в аэротрубе?
– Очень многие летают в аэротрубе и ни разу не прыгали с парашютом, есть и специальные секции для детей. Это очень перспективный спорт, по полётам в аэротрубе проходят чемпионаты мира.
Для этих тренировок ничего приобретать дополнительно не нужно, комбинезон и шлем выдают в клубе. Специальных ограничений для таких полётов нет, только общие, как и для других физнагрузок.
– Расскажи, каких результатов тебе удалось достичь и какие планы на будущее?
– Достичь, к сожалению, удалось немного: из-за работы часто прыгать не удаётся. Я очень рада, что отучилась, получила доступ на построение формаций – когда 20 человек выпрыгивают из самолёта и начинают строить фигуры в свободном падении.
Моя мечта – установить рекорд России по фрифлаю. Но чтобы этого достичь, мне нужно ещё долго и упорно трудиться. Я не соревновательный человек – не умею проигрывать. Осознаю, что сейчас мой уровень недостаточен, чтобы победить, а кроме победы мне ничего не нужно.
Блиц:
Какие три вещи возьмешь с собой на необитаемый остров? Книгу, лупу, пистолет.
Если бы про тебя решили снять фильм, кто бы тебя сыграл? Эмилия Кларк.
Твое любимое блюдо? Суши.