Предложить тему
Через Байкал на велосипеде

Наедине с Байкалом. Часть первая

8 минут на прочтение

В марте 2021 года Иракли Удзилаури первым в мире пересёк скованный льдом Байкал. За десять дней он проехал по самому большому озеру мира на велосипеде с фиксированной передачей, и Decathon помог ему в этом непростом путешествии. О впечатлениях, которые он испытал, о трудностях снежной дороги и мыслях путешественника лучше всего расскажут выдержки из его дневника, мы же добавим немного об экипировке, которая необходима любому, кто решил повторить путь Иракли.

День перед стартом

18 марта я подъезжал к Северобайкальску на поезде и поразился красотой этих мест. Мне нравятся горы и сопки, здесь они как-то особенно красивы, и я захотел вернуться сюда летом.

Вагон был пуст, если не считать меня и единственного попутчика, который помог мне снять велосипед с верхней полки. Мы разговорились, неожиданно отменился мой план ночевать на берегу озера в палатке — мой сосед по вагону любезно пригласил меня к себе домой.

Северобайкальск
Источник: www.chitatravel.ru. Северобайкальск – крупнейший город на берегу Байкала, второй по численности в Бурятии.

К старту всё было готово. Единственным моим делом в подготовительный день было купить три литра бензина. А дальше перепроверить снаряжение и сразу вставать на ночлег. Но, как это часто бывает, всё пошло не по плану, и мы с моим новым товарищем и его другом, который нас встретил, сразу же сели на авто и отправились смотреть местные достопримечательности. Первой была смотровая площадка на Бурхане, стелле на северной точке Байкала.

Бурхан зимой Байкал
Источник: ru.freepik.com. Мыс Бурхан на острове Ольхон, Байкал.

В этот день я впервые вышел на лёд Байкала. Эмоции сложно передать словами, в тексте – это мощь, место силы, загадочное и мистическое место. Внутри меня были смешанные чувства. Детский восторг от окружающей красоты, скал, белых бескрайних полей, но в то же время и страх. Он возникает из-за понимания опасности, что это место не простит даже мелких ошибок, что любое решение, любое действие может привести к серьёзным последствиям.

Весь тот день я провёл с совершенно незнакомыми людьми. Мы много ели, общались, знакомились и разговаривали, и всё это продолжалось до самого утра. Было трудно на следующий день, но переносить старт было нельзя, ведь много людей ждали его. Бензин мы, конечно, купили, а дальше было девятнадцатое марта. День старта. Первый рассвет десятидневной дороги сквозь Байкал.


Примечание редакции: в путешествие Иракли отправился на велосипеде с фиксированной передачей. Особенность такого велосипеда в том, что из-за отсутствия свободного хода его колёса крутятся только тогда, когда крутятся педали, а ручного тормоза просто нет. На таком велосипеде сложнее преодолевать препятствия, да и обычная поездка на ровной поверхности требует больших усилий, ведь нельзя просто разогнаться и перестать крутить педали.


День Х и 30 километров за плечами

Как вы наверняка догадались, собирать велосипед и снаряжение я начал только утром, но в итоге вышел на старт. Мы залили бензин в ёмкости, вместо трёх литров получилось взять с собой немного меньше. Всё готово. Ребята проводили меня на точку старта, и наступила точка невозврата. Когда выложены все посты в соц. сети, когда записаны все видео, сделаны фото, когда ты отписался всем близким, сел и поехал. Но только с первыми метрами ты понимаешь, что тебя ждёт, насколько это действительно крупная мечта. Что впереди десять дней и шестьсот километров, а может и больше, но я просто начал движение.

Два месяца перед стартом я жил исключительно этой целью. Первые километры ехал предельно тихо, аккуратно, вслушивался как ведёт себя велосипед, настраивал невидимую связь между нами. Дорога начала петлять, она перестала идти вдоль берега и начала уходить то влево, то вправо. Я старался ехать по более накатанной дороге, но спустя пару часов дорога закончилась. Передо мной был мыс, до которого, казалось, километров пять и я решил ехать напрямую к нему. Это оказалось самой главной ошибкой. В этот день я потерял около 5 часов.

На велосипеде через Байкал

Расстояние здесь кажется меньшим, чем на самом деле. Например, когда стоишь на одном берегу и смотришь на другой, кажется, что стоит проехать минут пятнадцать на снегоходе, как уже будешь там. На деле же туда ехать сорок пять километров. Большая часть дорог Байкала ещё и петляет из-за проторенных троп рыбаков, которые едут на «свои» места. Ориентир в виде мыса оказался ложным — до него порядка сорока километров по прямой, я же рассчитывал всего на десять. Я продолжил движение по целине. Но продолжалось это недолго — идти по снежному полю глубиной в тридцать сантиметров и велосипедом не очень-то и легко. Я вновь приблизился к берегу, с надеждой, что там будет хоть какая-то накатанная дорога.

На этот переход ушло много времени и сил, но примерно тогда я услышал, как дышит Байкал. Мурашки по спине — меня тут же бросило в жар, я испугался, хотя и понимал, что толщина льда около полуметра, но всё равно было очень страшно.

Оставалось ещё около 4 часов светового дня. Ближе к вечеру я разбил лагерь на льду, возле острова Богучан. Быстро поставил палатку, но долго фиксировал на льду. Температура после захода солнца резко упала, ночью опустилась ниже минус двадцати. Наладил быт, добыл лёд, вкусно поужинал и после такого долгого перехода сразу уснул.

Палатка 2 seconds easy Байкал

На Байкале Иракли ночевал в ветроустойчивой палатке 2 Seconds Easy Fresh&Black с инновационной технологией раскладывания и складывания

Второй день путешествия. Дороги, которые мы выбираем.

Утром я выбрался из палатки, и передо мной открылось бескрайнее снежное поле, усеянное автомобилями и рыбаками. Из-за большой усталости я не услышал звука моторов. Вместе со мной в спальнике «ночевали»: пять запасных аккумуляторов, колонка, спутниковый телефон, фонарь, стельки, носки и ботинки. Почему в спальнике оказались ботинки? Потому что когда я разделся, через 10 минут ботинки уже заморозились. Несмотря на довольно низкую температуру ночью, я спал в термобелье, сверху был одет флис, и мне было тепло.


Совет: чтобы не замёрзнуть в походе, используйте принцип 3 слоёв в одежде: дышащий, изолирующий и защитный


Собрав вещи и двинувшись в путь, спустя четыре часа я оказался в точке старта — мне не было видно, куда ведёт каждая дорога. Хотелось посмотреть с высоты птичьего полёта, но дрона у меня не было, и, петляя по разным дорогам, я наворачивал круги и никуда не двигался. А идти по снежному полю не очень хотелось. Поднялся сильный южный ветер с порывами до 15-20 м/с. Местные рыбаки, которых я встретил по пути, сказали, что дальше дорог нет. Я вернулся назад, вышел на автомобильную дорогу и поехал в село Байкальское. По пути я встретил двух собак, но сначала они показались волками. Немного покричал на них — не помогло, но после ракетницы проблема решилась. Не люблю ездить в тёмной тайге. Светишь в лес фонарем, а там много-много следов — страшно, потому что не знаешь, что там может быть в темноте. Поэтому музыку на максимальную громкость, ракетницу поближе к себе, и погнали дальше.

Приехав в посёлок, мне чудом удалось найти местных, которые неожиданно приютили меня на ночь. Рассказали, что есть зимник на бурятскую сторону: люди ездят в Улан-Удэ, а вдоль Иркутской области до Ольхона никогда не бывает дорог. Там тёплые источники, много автомобилей затонуло в былые времена, и люди больше не ездят там. Завтра поеду в сторону Бурятии.

Третий и четвёртый день пути. Наперегонки со временем.

Решил, что если за световой день не доберусь до Бурятии, то дальше поеду в ночь. Так и получилось. Эти два дня прошли как один, ночью я не спал. Не могу сказать, сколько проехал за один день, а сколько за другой. Ехать было трудно. Дорога есть, но для людей на полноприводных авто, а не для человека на фиксед гире. Надо было ставить переднюю звезду намного меньше или брать запасную. Велосипед зарывался, и задувал встречный ветер. Я не знал, к чему может привести решение переехать на сторону Бурятии, но других вариантов не было. Скорость моментами была три км/ч пешком, и восемь км/ч, если ехал на велосипеде. Где-то после середины озера ветер полностью стих, я переехал на сторону Бурятии в районе Томпы, а средняя скорость была уже около пятнадцати км/ч. Но вдруг переднее колесо спустило практически в ноль, и скорость я держал на спущенном колесе. Очень не хотелось в тот момент тратить время на замену камеры. Попробовал накачать колесо и пока пил чай, понял, что оно больше не спускает. Не знаю, в чём было дело, но колесо держало давление.

Хорошая дорога на Байкале

Дорога прекрасная, накатанный снег, ветра нет — просто идеальные условия. И я решил дерзнуть — еду всю ночь и весь следующий день, не трачу времени ни на что лишнее, даже на еду. Ем прямо в седле, пока кручу педали. За эти два дня съел большую часть своего стратегического запаса (шоколад, сушёные фрукты). Ночью сверху окутала темнота, снизу белый снежный ковёр и только луч велосипедного фонаря. Спутниковый телефон не ловил сеть, и вдруг я поймал момент, понял, что я совершенно один в тайге. Фары машин где-то там вдалеке. На рассвете стало намного легче, когда солнце начало освещать всё вокруг. Людей стало больше, снова появились рыбаки. Стало как-то веселее, и появились новые силы. С одной стороны, было настолько тяжело, что я даже снял каску, потому что она сжимала голову, а с другой, когда увидел застрявшую машину, нашёл в себе силы, чтобы помочь откопать её.

Ближе к вечеру заехал в Чивыркуйский залив. Очень красивое место, нет ветров, расстояние между берегами 5-8 км, скалы, леса, сопки. Красота. Весь этот день ехал и лёг спать только в Усть-Баргузине. Очень большой был переход, но эти труды стоили того, получилось нагнать упущенное время.

День пятый. В поисках скорости.

Утром солнце, температура плюсовая. Удивительно — спустился всего на 200 километров южнее, а здесь уже около недели потепление и температура днём выше нуля. Напомню, в первую ночь -21 ночью — сегодня -2. Такие перепады на Байкале считаются нормальными. Провёл утром небольшой ремонт, заменил переднюю камеру. Она опять спускала. Натянул цепь, подкрутил крепление на вилках — расшатались немного.

Чистого льда без снега от Усть-Баргузина и южнее пока нет. На фотографиях со спутника одно, но в реальности другое. Впереди снежное поле, но с накатанной дорогой. До сих пор экспериментирую с распределением вещей. Ехать с рюкзаком в десять килограмм и больше на фиксе с агрессивной посадкой — не самое приятное занятие. Поэтому сумки то на спине, то на руле, то в раме, то в подседельной, а вещи кочуют из одной сумки в другую. Пытаюсь подобрать идеальное для себя решение.

Ночью планирую пересечь озеро на север Ольхона. Весь день ехал совсем близко к берегу. Один раз даже поднялся в деревню, чтобы наполнить баки водой на источнике и не тратить время на растапливание льда.

Вечером местные рассказали про курорт Горячинск, и я с огромными надеждами еду туда, чтобы поплавать в горячих ваннах. Оказалось, что это большой санаторий, и даже чтобы встать на ночёвку в палатке, мне пришлось спрашивать разрешения у администрации. Хочется уже увидеть открытый лёд, а не снежный ковёр. Спасают разговоры с незнакомыми людьми, от музыки начал уставать, сладкое уже не радует. Поговорил с местными, поставил палатку, постирал вещи и лёг спать. Очередная надежда на завтрашний день, что завтра всё изменится. Что завтра будет чистый лёд, без ветра и хорошая скорость.

Продолжение

Насколько полезным был этот материал?

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий