
Как я стала железным человеком в 21 год
Александра Сметанникова рассказыват про то, как она стала самой молодой участницей самой сложной триатлон-дистанции - IronMan.
Я в спорте с детства – с 10 лет профессионально занималась конькобежным спортом и попала в училище олимпийского резерва. Однако через 3 года тренировок в училище я получила травму – «перегрузка сердца», – и мне пришлось уйти.

Тогда я решила строить карьеру в другом направлении и пошла учиться на клинического психолога. И снова занялась спортом – начала бегать: сначала пробежала 21 км, потом 30 и, наконец, марафон – 42 км. Но мне стало скучно просто бегать. Как раз в то время мой дядя решил заняться триатлоном. И меня позвал, предложил профессионального тренера.
Всё началось с эстафеты
В триатлоне есть разные дистанции: спринт, олимпийская дистанция, половинка и железная дистанция. А мне предложили эстафету – ее выполняют втроем. Мне нужно было проехать 90 км на велике. Я проехала, но этого оказалось мало.
Тогда я прошла несколько половинок – в Испании и в России. Половинка – это дистанция вдвое меньше железной: 1,9 км плывешь, 90 км едешь на велике и 21 км бежишь. Всего 113 км. Я прошла, и мне понравилось. И в один прекрасный день я решила испытать свои силы на железной дистанции, самой сложной. Преодолев ее, ты считаешься «железным человеком».
Как я стала железным человеком
С момента, как я пришла в триатлон, до железной дистанции прошло два года. Железная дистанция – это 226 км. Я проходила ее в Санкт-Петербурге. Эта дистанция также проходит в 3 этапа.
Сначала 3,8 км плывешь. Мы плыли в Неве вокруг Петропавловки. Честно говоря, этого этапа я побаивалась – ведь вокруг тебя кроме воды ничего нет, и если что-то случится – например, сведет ногу, – деваться некуда. А ведь дистанция немаленькая, и вода достаточно холодная.
Я плыла в августе, было прохладно. Если вода от 18 до 24 градусов, мы плывем в гидрокостюмах.

Было сложно еще и потому, что мы все вместе стартуем, а значит, вокруг тебя плывет толпа. Надо быть всегда готовым плыть дальше — даже после того, как тебе дали по голове.
Далее – 180 км на велосипеде. Выходишь из воды, быстро переодеваешься и едешь.
Мы ехали из Петербурга в Сестрорецк и там уже наматывали круги. За эту часть дистанции я особо не беспокоилась, так как занимаясь конькобежным спортом, я часто тренировалась на велосипеде. Моя средняя скорость на дистанции была около 30 км/час.
На 140-м километре было очень солнечно, и у меня заболела голова. Еще я переживала за правильное питание – ведь если тебе не хватит соли, ты можешь потерять сознание. Питание – это очень важно, надо есть, даже если не хочешь. Питание – это, конечно, не еда, а капсулы, гель, изотоники и вода. У меня был режим: каждый час солевую капсулу, гель. На ходу, разумеется, не останавливаясь.
И, наконец, марафон – 42 км. Первые 10 км прошли нормально, а потом бежать вообще не хотелось – всё на автомате. Но вдохновляли болельщики: они меня очень поддерживали как самую юную участницу – мне был тогда 21 год. Это отвлекало от усталости. Если б мы бежали через темный лес, давно бы все сдались.

Финишировали вечером, когда уже стемнело. Очень устали. Всю дистанцию я преодолела за 12 часов 49 минут и заняла второе место в категории от 18 до 28 лет. Лимит для прохождения железной дистанции – 17 часов. Тех, кто не укладывается в это время, снимают с дистанции.
Я думала, что пройти железную дистанцию будет тяжелее. Но никогда не сомневалась, что у меня получится – у меня за спиной много лет тренировок.
Как подготовиться к железной дистанции
Я готовилась к дистанции год – не считая того, что до этого постоянно занималась спортом.Тренировалась в Петербурге. Рано утром вставала, завтракала и шла в бассейн. Плавала, шла на учебу, где после плавания немножко засыпала. Потом – домой, бегать или велик крутить.
Тренироваться нужно постоянно в одном ритме, без перерывов. У меня был такой режим: 6 дней в неделю, две тренировки по 4 часа в будни, по 6 часов на выходных. Главная задача была – наработать определенный объем нагрузки в течение недели.
Летом, конечно, попроще – можно выйти на улицу, покататься, а не на станке сидеть. Я ездила из Питера в пригород. Много машин, но я старалась выезжать пораньше и нарабатывать от 3 до 4 часов на велосипеде, а потом сразу бежала 5-10 км. Зимой же в Питере выход один: ставишь станок посреди комнаты и 4 часа крутишь, пока смотришь какой-нибудь сериал.
Я тренировалась постоянно, даже когда болела – у меня был оплачен серьезный старт, и я переживала за результат. Конечно, в дни болезни я обходилась без беговых тренировок или бассейна – просто крутила станок около часа.
Отдых был раз в неделю, и в этот день мне порой было сложно придумать, чем еще заняться – когда входишь в режим постоянных тренировок, у тебя формируется привычка этим каждый день заниматься.
После дистанции
Сейчас я снова прохожу половинки, за железную пока больше не берусь – на нее сейчас нет времени, ведь подготовка требует строгого режима: спишь, тренируешься, спишь. А я сейчас занимаюсь тренерской деятельностью и развитием спорта, мне пока некогда.
К железной дистанции вообще нужно подходить осторожно. Часто проходить такие дистанции не рекомендуется, особенно женщинам. Нельзя постоянно работать на износ, организм может отказать. Я прохожу половинки раз в год, но в этом году взяла перерыв, буду участвовать в следующем. На данный момент я прошла 6 половинок и одну железную.
Конечно, я все равно постоянно занимаюсь спортом. Но после дистанций, которые я пережила, для меня пробежать 10 км или доехать 30 км на велосипеде – это не нагрузка.
За последний год я очень полюбила плавание – там нет ударной нагрузки, что мне очень нравится. Я выступаю на небольших соревнованиях и, конечно, тренирую других.
По вторникам мы проводим в Декатлон бесплатную тренировку – выбегаем из ТЦ РИО (Санкт-Петербург) и бегаем в соседнем парке – каждый, сколько может. Любой может присоединиться. А еще у меня есть группа в контакте, многие мне там пишут, и мы договариваемся о тренировках.

У меня своя команда учеников – Smetankateam, – и среди них есть люди, которые уже подготовились к железным и половинкам. У всех разные цели, конечно, не все стремятся к железной дистанции. Ко мне чаще всего приходят, чтобы просто привести себя в форму и укрепить здоровье. Кстати, среди моих спортсменов бегает моя бабушка! Она начала 2 года назад, посмотрев на меня, видимо. Недавно она выбежала из часа 10 км и теперь задумывается о 21 км. Ей всего 67 лет.
Вообще триатлон (я говорю о любителях) обычно выбирают люди после 30, которые состоялись на работе и в личной жизни, пробуют что-то новое. Это затратный спорт, особенно по времени. Но очень разнообразный!