Предложить пост
Как полюбить спорт. Советы спортивного психолога

Как полюбить спорт. Советы спортивного психолога

Интервью со спортивным психологом

333 0

Александра Сметанникова, спортивный психолог, тренер, инструктор по физической культуре  и участница IronMan рассказала Декаблогу, как мотивировать детей и взрослых заниматься спортом и  правильно ставить цели.

Бывают ли неспортивные люди

- Почему не все любят спорт? Можно ли сказать, что просто есть люди спортивные и неспортивные?

- Нужно разобраться, что значит спортивные и неспортивные. Есть люди, которые спортом занимаются профессионально, а есть любительский спорт. Любители спортом занимаются для удовольствия, для себя. Но помимо спорта есть еще физическая активность. Люди так или иначе двигаются: кто-то любит ходить, кто-то – плавать. Кто-то двигается много на работе.

- Есть ли связь между любовью к спорту в детстве и спортивным образом жизни позже?

- Дети изначально двигаются, они очень активные. Нельзя ведь просто посадить ребенка и сказать: ничего не делай. Параллельно с движением развивается и его головной мозг. То есть любовь к спорту у детей есть изначально.

Если родители занимаются ребенком, то какая-то физическая активность в планах развития есть. Я ни разу не слышала, чтобы мамы от этого отказывались. Сама я тоже со своим ребенком занимаюсь гимнастикой дома. Необязательно для этого ходить на курсы и платить огромные деньги, всё есть на Ютубе.

- Почему ребенок может перестать любить спорт?

- Тут всё индивидуально. Как правило, сказывается какой-то негативный опыт в детстве.  Для меня, например, таким опытом были уроки физической культуры в школе. Нами управлял неспортивный дяденька в возрасте, мы постоянно играли в вышибалу, а потом вдруг сдавали разные зачеты безо всякой подготовки.

Например, я неподготовленная бежала 3 км, после чего ненавидела бег как таковой. А был случай, когда мне пришлось представлять школу в забеге 20 км на лыжах, хотя никто меня этому не учил, и бежала я в ботинках на 3 размера больше. После такого неудивительно, если человек остаток жизни ненавидит слово «спорт». В моей школе уроки физкультуры были неграмотно построены. Не знаю, может, сейчас что-то меняется.

- Что делать, если в жизни ребенка нет спорта, кроме физкультуры? С таким сталкиваются в малых городах и селах. Или во время самоизоляции, например, спорта у многих не было вообще.

- Всегда можно делать с ребенком зарядку – это всего 15 минут времени. Многие этим пренебрегают. А еще у нас куча площадок. Сейчас, конечно, время, когда в планшетах играют, а не на площадках. Чтобы мотивировать ребенка, родители на праздники могут подарить самокат, беговел и много чего еще вместо планшета или шоколадки. Это не такие большие деньги. Я всегда своим ученикам дарю спортивные подарки.

- Насколько важно, чтобы родители не просто дарили спортивные вещи, но и показывали пример?

- Это естественно: надо показывать ребенку, что ты не пьешь, не куришь, только так он этому научится. И родители тут играют важную роль, так же как окружение, в том числе тренер. Ребенок должен видеть в тренере пример для подражания. Например, мои ученики видят, что я в форме, у меня есть заслуги, причем немаленькие. Они начинают на это равняться, даже хвастаться.

- Как мотивировать ребенка в начале спортивного пути, если что-то плохо получается?

- Нужно объяснить, что сразу ничто не получается. Когда я училась кататься на коньках, падала 200-300 раз. Многое тут зависит от тренера. Если он/она умеет грамотно построить тренировочный процесс, грамотно подойти к каждому, тогда ребенок поймет: да, сейчас не получается, но в следующий раз получится.

- Как себя вести родителям, чтобы после одной попытки ребенок не сдался?

- Тут важен пример. Когда я учу детей кататься на роликах, я сама катаюсь, показываю, что это возможно. Ребенок пока этого не понимает. Нужно все упражнения совместно делать, а не просто сверху командовать.

У меня не было случаев, чтобы ребенок сразу пошел в отказ. Но тут всё от темперамента зависит.


Как мотивировать ребенка

- Как понять, когда ребенок просто капризничает, а когда у него действительно проблемы с выбранным спортом?

- Если родители отдают ребенка туда, куда им хочется, они часто сталкиваются с нежеланием ребенка. В итоге, если родитель заставляет, формируется негативная установка.

Это как с приемом у психолога. Когда кого-то приводят к психологу, можно даже не пытаться общаться с этим человеком: это не его желание, и с его стороны не будет никакой работы. Так не только с детьми, но и со взрослыми.

В спорте нужно работать с каждым ребенком индивидуально. Для этого нужны хорошие психологи и тренерский состав. У нас, к сожалению, мало спортивных психологов, и чаще всего тренер выполняет его роль. Считается, что тренер вообще должен знать и уметь всё. Хорошо, если тренер одновременно по профессии психолог, как я, тогда легче работать с детьми, с подростками.

- Как же вести себя родителям? Заставлять вообще нельзя?

- Тут важен, помимо прочего, пол ребенка. У девочек часто бывают скачки из-за гормонов. Заставляя девочку усиленно заниматься, когда у нее идет созревание, можно нарушить гормональную систему. Иногда нужно сделать передышку. Хотя в моей практике с девочками обычно попроще: не хочет заниматься, и ладно – родители понимают.

С мальчиками иначе. Их реально заставляют работать, хотят богатырей воспитать. Родителям важно, чтобы мальчик был мастером спорта, мог защитить семью. Но и тут важно смотреть на скачки развития.

А вообще в каждом случае всё индивидуально. Если ребенок капризничает, нужно внимательно наблюдать, спрашивать, разговаривать с ребенком, посещать его тренировки.

- Насколько хорошая эта идея – отдать ребенка в профессиональный спорт?

- Как правило, это ничем хорошим не заканчивается. Я сама из Олимпийского резерва, занималась конькобежным спортом, и потом начались проблемы. Несколько лет я восстанавливалась с врачами, с таблетками.

У меня много знакомых, которые занимались профессионально, родители их подталкивали. У девочек начинались гормональные сбои жесткие. У кого-то травмы, у кого-то другие проблемы со здоровьем. Весь профессиональный спорт, гон за результатами заканчиваются плачевно для здоровья.

Я своего ребенка подталкивать в профессиональный спорт не буду. Но даже если ребенок сам решает серьезно спортом заняться, нужно постоянно следить.

- Расскажи, как выбрать тренера.

- Я как мама могу сказать, что если кому-то отдаю ребенка, то сначала смотрю в интернете: там есть отзывы о тренере. Важно понять, чего тренер сам добился, сможет ли он научить моего ребенка чему-то, подать пример. Иногда даже по фотографии видно, что за человек – жесткий или более мягкий. Причем не всегда жесткий тренер плохой, нужно смотреть, какой подход подойдет ребенку.

Помимо отзывов есть контрольные тренировки, где можно посмотреть на процесс, увидеть, как тренер себя ведет, когда у ребенка что-то не получается, и как ребенок на это реагирует. Это всё видно.

- Если говорить о так называемых трудных подростках, как с ними справляться?

- Я работала с трудными подростками и могу с уверенностью сказать, что чаще всё идет от родителей. Ребенок пьет, курит и т.д., когда родители сами пьют, курят и не занимаются детьми.

Я сама росла без родителей, и спорт мне помог скоординироваться, выплеснуть агрессию. Ведь это такая несправедливость, когда у тебя нет родителей, ты считаешь, что тебя бросили. Спорт помогает нервную систему уравновесить, вся агрессия идет в нужное русло. Ты начинаешь выигрывать, удовлетворяешься этим.

По сути, занятия спортом позволяют переключить зависимость в правильное русло. Кто-то много ест, кто-то пьет, а кто-то бегает. Спорт – тоже некая зависимость. Я уже 18 лет в спорте, и понимаю, что мне без него нельзя, даже чисто физически. У меня, например, с ногами начинаются проблемы, если я меньше двигаюсь.


Мотивация для себя и других

- Есть ли возраст, в котором сложно привить себе привычку заниматься спортом?

- Я обычно привожу в пример свою бабушку, ей в следующем году будет 70 лет. Она никогда в жизни спортом не занималась, вообще. Работала учителем, нужно было деньги зарабатывать, и ни о каком спорте вообще речи не было.

Она долго смотрела, как я бегала, и в 65 лет начала бегать сама, сначала по 5 минут. Физически ей это давалось очень тяжело. Зато сейчас она бегает по 21 км – выбегает их из двух часов, что очень быстро, между прочим.

Моя бабушка очень полюбила бег, похудела, помолодела, лучше стала работать. Многие думают: в 65 уже точно поздно бегать, надо на пенсию выходить и только огородом заниматься. Она успевает и огородом заниматься, и работает до сих пор. Да, она устает больше, но бегать для нее жизненно необходимо. У нее, кстати, пропали боли в ногах, раньше ноги сильно болели.

Я вот к чему: никогда не поздно чем-то заниматься, главное – желание.

- Редко бывает, чтобы в 70 лет возникло такое сильное желание...

- Дело в том, что когда начинаешь чем-то заниматься, поначалу не получается, тяжело. Чаще всего люди бросают спорт, потому что начинают слишком резко. Долго лежат на диване, а потом решают пробежать 10 км. Конечно же, после такого нет никакого желания продолжать.

Важно делать всё постепенно и ставить конкретную цель. «Хочу хорошо выглядеть» – это не конкретная цель. А вот «улучшить свой результат», «пробежать столько-то км», «похудеть до какого-то размера одежды» — это цели конкретные и адекватные.

- Как помочь близкому человеку начать заниматься спортом?

- Нужно потихоньку начинать. Люди привыкают к лежачей жизни очень быстро, и пока что-нибудь не хрустнет, они ничего не предпринимают.

Людей в возрасте я бы не то что заставляла, но подталкивала бы к занятиям спортом. Если ты хочешь, чтобы твоя бабушка бегала, пройдись с ней, погуляй с палками. Не надо сразу бегать. Нужно найти подход к человеку. Я вот с бабушкой вместе ходила на пробежки, ее это тоже подстегивало.

- Многие люди пытаются заниматься спортом регулярно, но у них не получается. Есть ли правила, как это делать?

- Тут дело не в правилах, а в наличии цели. Просто регулярно заниматься или быть в хорошей форме – это не цель. Нужно понять, что значит «быть в хорошей форме», и ставить перед собой маленькие подцели. И конечно же, они должны быть достижимые.

Если человек совершенно не бегает, то первая цель может быть 5 км. Это не значит, что ты сразу эти 5 км бежишь. Ты постепенно увеличиваешь нагрузку, сердце привыкает, суставы. Организм адаптируется к нагрузке.

Конечно, бывают медицинские ограничения. Но таких, чтобы можно было только сидеть и ничего не делать, я не встречала. Это уже не про здоровье.

Оцените статью:

Комментарии