Предложить тему

История о том, как мы лазали на красноярских Столбах

Иван Темерев рассказывает о своем недавнем приключении на скалах

Каждый год в июне мы с друзьями лазаем трэд на красноярских Столбах.

Если кто вдруг не знает, трэд – это лазание, при котором точки страховки ты несешь с собой и ставишь их, когда тебе страшно или когда падение обещает быть совсем фатальным. Но это – на усмотрение альпиниста.

Это мероприятие обычно имеет статус этапа Кубка России, проводится в фестивальном формате под присмотром судей, но без строгого надзора. Главный девиз трэд-контеста: совесть – главный контролер, и да пребудет с вами сила!

В России немного мест, где есть великолепные гранитные щели, классифицированные и почищенные от мха, с базами для спуска сверху.  Благодаря трэд-контесту таких маршрутов только на четырех Столбах центральной группы уже больше пятидесяти!

А вблизи есть еще 4-5 гранитных полигонов.

Семь лет назад, после первого опыта трэда на Столбах, я был в щенячьем восторге и меня просто переполняли эмоции. Через некоторое время наша команда стала претендовать на призовые места, и мы выбирали уже наиболее рейтинговые линии.  В прошлом году работа над 7б, 7с и 8а выжала меня, как лимон, - и физически, и эмоционально. Поэтому я не сильно расстроился, когда не нашел себе взрослых опытных напарников на трэд-2018. Тогда решение взять к себе в связку сына Владислава пришло как-то само собой. Он лазает близкие к моим категории, но щелевым лазанием особо не баловался.

Заброситься на стоянки кордона Нарым нам удалось ночью с пятницы на субботу. Моросящий дождик навевал печальные мысли. Такое же настроение и погода были утром.  И если лезть под дождем было нереально, то завтракать и перемещаться нам это не очень мешало.  Тем более что я привез на тестирование вещи от Simond.

Хорошие влагостойкие и дышащие свойства показала мембранная куртка Alpinism Light Simond. В суперлегких и ориентированных на работу в беседках моделях меня слегка угнетает то, что я не могу греть руки в карманах, потому что они высоко. Может легкие перчатки из неопрена купить? :-) В остальном куртка хороша – изнутри при активном движении не отсыревает, снаружи осадки держит, капюшон налезает на каску, а без каски отлично регулируется по голове.

Пока мы завтракали, я немного замерз и решил надеть вторым слоем куртку Hybrid Sprint Simond. Она вполне подходит вместо хорошей флиски.

Рассортировали железо, взяли веревку и поскакали по мокрому лесу на перевал – слушать открытие и информацию от Олега Хвостенко.

Все участники и судьи ютились под крышей кафешки и активно общались. Больше делать особо было нечего, так как дождь усилился, и старт перенесли на 14:00. Количество трасс сократили до 6 за 2 дня. То есть пролезть можно было и больше, но в зачет берут самый рейтинговый результат – когда первый и второй альпинисты пролезли чисто, без срывов, расставляя и собирая точки страховки с лазания. Если сил или умений не хватает, то рейтинг минусуется.

Пообщавшись полчаса с ребятами (19 связок у мужчин и 9 у женщин – из 15 городов!), выдвинулись под Первый Столб, посмотреть трассы. Их присоединили к списку не так давно, а рейтинг у них был низкий, так что мне даже не удавалось взглянуть на них. Маршрут Ночной экспресс мне понравился, но текущий в нем ручеек не оставлял шансов на прохождение.

горы в тумане

Пошли на Юг Второго Столба. Самое солнечное и обдуваемое место.

Тут в гордом одиночестве начинали маршрут Детский Ход томичи Костя и Наиль. Мы присели под камушек и стали наблюдать. Вода на граните не увеличивает трение, что наглядно подтвердил Костя, поскользнувшись в двух метрах над землей. Хорошо, что Наиль не зевал: первая точка отработала на пятерочку – Костя даже до стартовой площадки не долетел.

Взяв поправку на воду, ребята потихоньку одолели маршрут, а мы решили отдохнуть час-полтора, пока выглянувшее солнце не начало сушить скалу.

Теперь мы нацепили железки и полезли на тот же Детский Ход – хороший маршрут, со своей изюминкой, хоть и 6а+. Из тестируемых моделей на мне остались брюки для скалолазания Jean2 Simond. Хороший крой, тянущийся материал – лезу в удовольствие, заклиниваю колени без раздумий.

Влад лезет вторым, проблем со щелями нет, и это радует.

Следующий маршрут – Юг 6b. Его ключ – в слегка нависающем лежачем камине. Я называю такой элемент «гусеничкой». Прошли нормально, а вот один френд мой сын не смог выковырять – потеря в рейтинге.

Народ подтягивается, скалы подсохли, солнышко пригревает – красота!

Пошли на Орлиное Яйцо 6b+. Маршрут по косой и тонкой щели с работой ногами на трении. Здесь, пока страховочными точками пытаешься перекрывать себе зацепы, нужно работать еще и головой.

Проходим чисто.

Тут же, на Юге Второго, трасса, которую я не лазил, – Рубикон 6b. Внизу – так называемое «пианино» - это значит, что нужно занять позицию, будто у тебя под руками – покатая неширокая полочка, а ноги при этом на стене в трении.

Начало неожиданно вызывает небольшой затык – скорее из-за точки страховки якорем, который установлен больше на веру, чем забит от души.

После траверса начинается красивая широкая и удобная щель, залезаю в удовольствие.

Влад на втором френде «прикуривает» - его маятником скидывает в нечищеный лишайник, и он выбирается оттуда довольно долго, так и не добыв камалот.

Погода разошлась, но уже вечереет, и я подмерзаю, пока жду. Приходится спускаться по веревке и добывать самому.

Спустившись, сын собирается уходить в лагерь. Но через 2 минуты вдруг берет железо и начинает лидировать Детский Ход. Проходит чисто! Но штаны – полные впечатлений ;-)

На этом субботнее лазание заканчивается.

В воскресенье с утра солнышко – такой трэд-контест и Столбы мы любим. Выдвигаемся на 1-й Столб Полуночный Экспресс. 5 минут после старта, а под маршрутом уже очередь в 4 связки. Идем на Столб Водораздел на двухпитчевую линию Южный ветер (6а+, 6а). Первым запускаю Влада. Покряхтывает, но пролезает быстро.

Второй питч – по хорошей почти вертикальной щели. Прохожу первым – по ощущениям он ближе к 6b, а не 6a.

Со станции мы укатываемся налево под начало двухпитчевой линии Сова (6b и 6с). В прошлом году мы шли этот маршрут крайним, и я был настолько ушатанным, что ходом не разобрал верхний ключ и с трудом прошел его вторым. Сейчас всё идет легко и приятно. Странно только, что верхние несложные щели заставили сына попотеть больше, чем болдеринговый ключик в середине маршрута.

Дальше идем на 6с+ Сияющая Пустота. Внутренний угол, бедный на зацепки, с работой в откидку и со страховкой якорями. На этой линии я не уверен ни в себе, ни во Владе, но мы оба проходим без срывов.

Вроде размялись нормально, пора попробовать свой давний проект на Столбе Митра – нависающий внутренний угол с тонкой щелью, Либератор 7b. Перед нами его окучивают красноярцы Гога и Андрюха. Широкий ключевой щипок потеет от текущей изнутри скалы влаги, и Андрей делает много попыток, прежде чем вторым собирает линию.  Меня мокрые скалы не радуют, но проект есть проект, лезу вверх. Ходом удается уйти в распор ногами, но он очень широкий для меня, сводит спину, точка страховки недалеко, но следующую смогу поставить только после ключа, а такое падение уже может привести к попаданию ногами в стартовую полочку – такая перспектива мне никогда не нравилась. Пробую поставить микрофренд, но он на левом боку, который прижат к скале. Пытаюсь подтянуть правую ногу выше, чтобы распор стал менее трудоемким и можно было двигаться дальше, но опасность падения сковывает. Решаю повиснуть руками на предыдущей закладке, выдергиваю ее из щели и с криком «Держи!», падаю ногами в сына. Мне понравилось, что до земли не дошел, но у Влада теперь болит плечо, в которое я влетел.

Сын настойчиво предлагает идти на Ночной Экспресс. Я решаю прекратить работу над Либератором за 40 минут до конца КВ соревнований.

Немного отлежавшись и отдышавшись, расставляю точки и пробую движения. Зацеп замыливается тут же. Минут через 20 приходит идея с мелких откидок уйти ногами влево, развернутся корпусом, распереться руками и только потом поднести правую ногу в распор. Бинго! Получается! При этом ключевой зацеп не трогаю вообще.

Кажется, Ночной Экспресс пролетает мимо )))

Собираю трассу с расставленными точками, ура!  У Влада 15 минут, чтобы одолеть трассу с верхней страховкой.

Похоже, что моральное напряжение на страховке его утомило сильнее предыдущих маршрутов – не может продавить ключ. Тем не менее, он добирается до топа на последних секундах.
Влад с Леной уходят на перевал, ждать закрытия, а мы с Наилем всё же лезем Экспресс – уже вне зачета, для себя. Щель изумительнейшая! Просто экстаз – почти вертикальная классика средней ширины.
Давно я не заканчивал лазание на Столбах на таком позитиве.

Через час сильнейшие награждены, фотографии сделаны.

На обратном пути мы с сыном обсуждаем, что неплохо бы вернуться сюда на трэд-фестиваль 25-26 августа. Но это будет уже другая история, перед которой у сына будет Осетия и первенство ФАР в скальном классе, Крым и скалолазные дорожки, а у меня – Киргизия и Каравшин.

Автор: Иван Темерев — мастер спорта по альпинизму

Насколько полезным был этот материал?